На эту статью можно ссылаться, ее адрес в интернете:         www.biophys.ru/archive/congress2006/forum-p9.htm

 

Феномен сохранности тела бурятского ламы Итигелова

Ершова Г.Г.

 

Российский Государственный Гуманитарный Университет

125267, Москва, ул. Чаянова, 15, т/ф:(495) 298-03-45, E-mail: ga.gav@mail.ru

 

10 сентября 2002г. на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация тела буддистского ламы Итигелова, считавшегося умершим в 1927г. Эксгумация была произведена по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшеева, с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе. Особо хотелось бы отметить, что и проведенные нами исследования удалось осуществить лишь благодаря разрешению главы буддистов России Хамбо-ламы Аюшеева.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой лама, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами.

Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации.[1] Общественность восприняла эту информацию по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия. Но некоторые даже не поняли, в чем состоит уникальность произошедшего.[2]

Имея представление о том, что происходит с телами умерших, было бы трудно не отреагировать на столь странное явление как сохранность тела ламы Итигелова. Этот необычный феномен сразу же ставит два вопроса: как? и зачем?

Биография[3] Даша-Доржо Итигелов является реальным деятелем российской истории. Он родился в 1852 г. в Иволгинском р-не, Бурятия. Согласно преданиям, был сиротой и в детстве служил батраком. Однажды явился к хозяевам с шестом, на котором был надет череп (эзотерический тантристский символ), после чего его забрали в дацан-монастырь для обучения. Обучался 23 года в Анинском дацане, где стал философом (труды о природе пустотности и взаимозависимом происхождении) и врачом (составил справочник по фармакологии). За пределы России никогда не выезжал.

В 1911 г. Д.Д. Итигелов был избран ХП главой буддистской церкви Восточной Сибири и пробыл на этой должности до 1917г. В феврале 1913 г. присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых в Петербурге и открывал буддистский храм, где провел 19.02.1913 г. службу за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома. 22.02.1913 присутствовал на торжественном обеде, данном Николаем II, где произнес поздравительную речь. В ответ ему был пожалован Орден Святого Станислава Ш степени «За отличное Усердие». 19.03.1913 был удостоен личной аудиенции царя, где передал две докладные записки, касающиеся представительства буддистов в Государственной Думе и прикрепления лам к войсковым частям, где служат солдаты-буддисты.

Во время 1 Мировой войны создал «Общебурятское общество», собравшее фронту деньги, продукты питания и обмундирование, медицинские принадлежности, и открывшее в прифронтовой полосе лазарет, куда были прикомандированы ламы-врачи. За эту деятельность Д.Д. Итигелов был награжден в 1916 г. «Орденом Святой Анны II степени».

В июле 1917 г. Итигелов возглавил П Общебурятский сьезд. Однако затем сложил с себя полномочия главы буддистов и стал настоятелем в одном из монастырей. В 1924 г. предчувствуя начало политических репрессий, посоветовал монахам прокинуть Россию.

Вхождение в состояние Бардо (Перехода). О дальнейшем сохранилась лишь устная память, поскольку все записи были уничтожены, а свидетели успели умереть.

Согласно этим рассказам, в 1927 г. лама Итигелов, в возрасте 75 лет, после некоторой подготовки начал сам читать молитвы, относящиеся к состоянию Перехода, известному по тибетской книге мертвых «Бардо Тхёдол». Так в полнолуние 15 июня 1927 г. «вошел в состояние медитации». Перед этим он оставил указания, согласно которым его, сидящего в медитации, обернули шелковыми тканями, поместили в кедровый ящик и захоронили на сельском кладбище. Сохранилось предание о том, что Итигелов распорядился, чтобы по истечении «30 лет его пришли посмотреть», вопреки ужасу бурят перед божествами смерти и покойниками. Кроме того, Итигелов заявил, что «через 75 лет он вернется». Видимо, монах был абсолютно уверен в сохранности своего тела до наступления указанного срока.

«Посмотреть его» в первый раз тайно пришли спустя всего 27 лет, в 1955г. В 1973г. тело вновь тайно осматривалось руководителями буддистской общины. Оба раза они убедились в сохранности тела и вновь погребали его «до лучших времен». Всем понятно, что в условиях того времени извлечение тела было абсолютно невозможно ни с точки зрения последующей его сохранности, ни безопасности участников эксгумации.

Эксгумация. В 2002 г. истекали 75 лет, указанные в завещании Итигелова. Старики и ламы из деревни, что рядом с кладбищем, года за три до этого начали осторожно вести разговоры с главой буддистов Аюшеевым о том, что необходимо «вернуть Итигелова».[4] Тот не знал предыстории и сначала был резко против выкапывания покойника. Однако, согласно собственным комментариям Аюшеева, «после медитаций на Итигелова» он решился на эксгумацию. Этот поступок требовал большого мужества, поскольку помимо этических проблем с нарушением этно-религиозного табу в глазах общины глава буддистов России оказывался перед проблемой политического скандала а также судебного протеста возможных родственников. Тем не менее, Хамбо-лама Аюшеев получил от родственников юридически заверенное согласие, и разрешение от администрации при условии официального участия в эксгумации представителей властей и судебно-медицинской экспертизы.

Было известно, что Д.Д. Итигелова захоронили на традиционном бурятском кладбище Хухэ Зурхэне, расположенном на южном склоне холма. Погребения лам здесь находятся чуть выше остальных погребений. Могила Итигелова не имела опознавательных знаков, и даже надгробный камень был опрокинут лицом вниз, расколот и обожжен. Место захоронения указал один из местных стариков. В день эксгумации 10 сентября 2002г. Аюшев привез студентов-хувараков из монастыря, которые в состоянии панического страха и начали раскопки. Рядом монахи постоянно читали молитвы. Весь процесс эксгумации снимался на камеру. Грунт был сухой, поверх могилы обнаружился водосток. На глубине 1,5 м показались плиты плоского камня «плиточника» (местного происхождения). Под этими пластинами обнаружилась деревянная крышка короба из кедра, в очень хорошей сохранности. Сам вертикальный короб состоял из двух совмещавшихся, вкладывавшихся одна в другую частей. Поначалу сразу была вскрыта верхняя крышка, под которой оказалась обернутая шелком голова и тело, засыпанное сероватой от вкраплений почвы солью, которая доходила до уровня плеч. Скорее всего, изначально соль покрывала тело полностью, с головой, но со временем осела.

При вскрытии короба присутствовавшие близко ощутили «чрезвычайно приятный» запах (благоухание), опознать который не смогли. С головы сидящего в коробе человека была снята шелковая, полностью сохранная ткань. Когда голова предстала взорам собравшихся, то все были поражены ее невероятной сохранностью – «как если бы это был живой человек». Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М.Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

Тело, без извлечения из короба, в этот же день было перевезено с большими почестями в Иволгинский дацан (резиденция нынешнего Хамбо-ламы Аюшева). На следующий день был произведен осмотр тела заведующим танатологическим отделом РБСМЭ Д.А. Гориным, заведующим отделением медицинской криминалистики РБСМЭ И.А. Вологдиным; врачом судебно-медицинской экспертизы 3.М. Мандархановым, присутствовавшим при эксгумации.

При полном вскрытии короба оказалось, что в нем находится тело несколько полноватого монаха, одетого в шелковые, соответствующие его статусу одеяния желто-оранжевого цвета. Тело находилось в сидящем в позе лотоса положении. Руки лежали на коленях. Торс и голову охватывали шелковые жгуты, крепившие тело к спинке сидения. От жгутов на теле (грудь и предплечья, голова) остались следы, которые со временем разгладились лишь частично. Мягкие хрящи носа Итигелова оказались примяты – по всей видимости, еще в первые годы сидящее тело наклонилось вперед и голова уперлась в стенку короба. Таким образом, можно предположить, что тело было прикреплено жгутами уже позже, в 1955 г.

По словам специалистов, тело выглядело так, как если бы «монах умер вчера». И.А. Вологдин рассказал, что они ожидали быстрого разрушения тела, как это происходит в некоторых случаях вскрытия могил.

Состояние тела в момент эксгумации. Был составлен официальный «Акт наружного осмотра эксгумированного трупа», согласно которому тело оказалось полностью сохранным – туго эластичные мягкие ткани, сгибающиеся суставы. Признаки мумификации или бальзамирования отсутствуют. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.[5]

На голени и кисти руки при раздевании была содрана кожа. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. Свидетели утверждают, что кровь имела желеобразный вид.

Состояние тела вне погребения. Итигелова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. К сожалению, телу не был обеспечен постоянный температурно-влажностный режим. Температура окружающего воздуха может колебаться от – 40° С до +40° С, с резкими суточными перепадами. Через некоторое время начали происходить некоторые изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел мощный выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором тело поначалу хранилось. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Выяснить, проводились ли в монастыре замеры веса, температуры и т.д., нам так и не удалость. По словам практикующего местного мануального терапевта, дипломированного врача А.Ажеева, им был зарегистрирован у Итигелова крайне редкий «кранео-сакральный ритм». Эта характеристика активно используется в китайской и «традиционном» лечении, но остается дискуссионной в официальной медицине. Никаких аппаратных формальных данных и дополнительных сведений, кроме субъективной оценки А.Ажеева нам получить не удалось.

Повторный осмотр (организованный мною) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина, зав. отделом идентификации личности РЦ судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М.Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. От тела ощущался запах благовоний. Сухая кожа головы была как бы чуть маслянисто-влажной – возможно, монахи стали применять смазку маслами. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах.

В ходе осмотра Хамбо–ламой Аюшеевым было разрешено взять образцы кожных покровов со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы.

 

Лабораторные исследования.[6]

Полученные нами биологические образцы, а также соль из короба были использованы для проведения серии лабораторных исследований, целью которых на первом этапе стало:

- исключить или подтвердить возможность фальсификации

- исключить «внеземное» происхождение тела

- проверить возможность наличия консервантов

- определить особенности химического состава тканей тела, выяснить формулу соли из короба

1. Использован метод инфракрасной (ИК) спектрофотометрии (ИК спектрофотометр «Paragon 500» фирмы «Perkin Elmer»)[7]. При исследовании ИК-спектров представленных образцов кожных покровов и ногтей установлено, что образцы, взятые из тела Итигелова отличаются от контроля в областях спектра, характерных для неорганического компонента кожи и ногтей (в частности с фосфатными группами). Что касается карбонатных и белковых фракций, то каких-либо различий между исследуемыми и контрольными не обнаружено.

2. Рентген-флюоресцентный анализ (кожи и ногтей),[8] выявил в химическом составе тканей превышение брома (Br) в 40 раз по сравнению с нормой. Присутствует соль NaCl с примесью (CaCl), что объясняет избыточность в коже хлора и кальция, которому обычно сопутствует стронций. Все остальные элементы не превышают нормы, а в некоторых случаях находятся на уровне ниже принятой для пожилого мужчины данного региона нормы.

3. Использован инструментальный (не разрушающий) нейтронно-активационного анализ с высокоразрешающим полупроводниковым детектором и многоканальным анализатором импульсов для определения полного химического состава проб (волосы, ногти, кожа, соль).[9]

 Результаты подтвердили избыток брома (Br) в коже и свидетельствуют о его отсутствии в волосах и ногтях. Был подтвержден состав соли NaCl.

Отмечен значительный избыток в волосах таких элементов как барий и стронций.

4. Электронномикроскопическое исследование образцов кожи и их электронный микроанализ (аппарат JEOL 59 10LV) выявили избыток Na, Cl, Ca, и магния (Мg только на наружной поверхности кожи).

Выводы по результатам проведенных анализов позволяют отрицать наличие консервационных мероприятий.

Вместе с тем, указывают на целевое не постоянное использование Итигеловым брома (бромсодержащих растений), приведших к избыточному содержанию этого элемента в коже. Подробное исследование влияний брома проведено И.П.Павловым. Бром и его препараты (бромиды) отличает способность угнетать сенсорную сферу и ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в ЦНС, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую НС, которую еще называют анимальной или животной нервной системой.

 

Рабочая гипотеза

Полученные материалы позволили предположить, что Д.Д. Итигелов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать состояние анабиоза.

Следовательно, дальнейшие исследования должны двигаться в направлении изучения психофизиологических практик. А состоянием, на которое следует в первую очередь обратить внимание, может быть искусственно вызванное состояние анабиоза или парабиоза.

 

Биологические предпосылки.

Термин «анабиоз» был предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером в его сводке по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности.[10] Это название происходит от греческих слов и переводится как «возврат к жизни». Еще Шмидт отмечал неудачность этого термина, предлагая определять его как «безжизненное или промежуточное меду жизнью и смертью» состояние».[11] В настоящее время часто используются другие термины, такие как биостаз, абиоз, криптобиоз, мнимая смерть, скрытая жизнь и т.п.[12]

С XIX в. было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться и микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные - хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является чудом.

Оказалось, что в состоянии гипотермии организм даже повышает сопротивляемость ко многим вредным внешним воздействиям. А клетки коры головного мозга в таких условиях выдерживают длительное отсутствие кровообращения и не погибают, видимо запуская некое резервное питание.

Механизм анабиоза возник чрезвычайно давно – когда выход живого из моря на сушу потребовал механизмов, поддерживающих необходимый водный баланс.[13] И тогда овладение сферами с резко меняющимися условиями потребовало анабиоза.[14] Температура и питание одна из принципиальных характеристик живой системы. Поэтому состояние анабиоза связано со временным отключением этих характеристик. Оно до определенного периода и уровня предполагает остановку живых процессов. Различные группы позвоночных развили множество способов справиться с продолжительным недостатком кислорода в среде, накапливать кислород и сокращать его потребление.

Уже давно была обнаружена гибернационная железа, хотя долго и не догадывались о ее назначении. Этот гибернационный или бурый жир был обнаружен у новорожденных животных и младенцев, у которых он располагается между лопаткам и вдоль позвоночника. Клетки бурого жира содержат гораздо больше жировых капелек, чем клетки белого жира. Кроме того, эти клетки могут гораздо быстрее сжигать свой жир и соответственно выделять необходимое тепло. Когда температура крови понижается, гипоталамус посылает сигналы в бурую жировую ткань, и в ней вырабатывается тепло, которое разносится кровью по всему телу. Для детей бурый жир служит грелкой, так как они не могут поддерживать нужную температуру за счет мышечной дрожи. Как правил с возрастом БЖ исчезает, но иногда сохраняется на всю жизнь. [15]

По всей видимости, именно благодаря этому механизму выжили 16 новорожденных после крупнейшего землетрясения в г. Мехико 19 сентября 1985 года. Последнего малыша спасли спустя почти 9 суток. До сих пор живы 14 человек из спасенных, которых в Мексике так и называют «дети землетрясения».

В качестве сравнительного примера некой «реактивации рудиментарного механизма» можно привести пример с волосяным покровом на теле человека. Хорошо известно, что человеческий эмбрион в пренатальном периоде в определенный срок покрывается волосяным покровом, который, как правило, исчезает к 9 месяцу беременности. Однако по какой-либо причине генетического сбоя этого может не произойти – и тогда появляются «волосатые люди», которых еще в XX в. водили по базарам и показывали в цирке. Явление давно нашло свое объяснение как проявление атавизма. Исследования последних лет детей, выросших в условиях социальной депривации, показали, что в некоторых случаях волосяной покров таких людей (особенно в холодном климате) начинает усиливаться, превращаясь в своеобразную шерсть. Иногда к подобным процессам приводят гормональные сбои, которые активируют казалось бы атрофированный механизм.

Анабиоз связан с изменением обмена веществ, зависящего от механизма гомеостаза. Рецепторы реагируют на отклонения в ту или иную сторону необходимых биологических констант (определенного уровня пищевых веществ, водного баланса, температуры и т.д.) и приводят в действие компенсаторные механизмы, восстанавливающие равновесие.

В природе известны формы возврата к более древним биоэнергетическим процессам - так сине-зеленые водоросли могут возвращаться к образу жизни бактерий. У высших организмов сохранились механизмы брожения для обеспечения метаболизма, свойственные простейшим, несмотря на развитие кислородного потребления.[16]

Анабиоз, как адаптивный механизм в условиях стресса возможно способен воспроизводиться по аналогичной схеме. Много примеров, [17]подлежащих анализу с этой точки зрения, связаны с состояниями комы, «летаргии»[18], отравлений, длительных переохлаждений.

Кроме того, тема анабиоза приобрела особе значение в современном научном пространстве в рамках проблемы криоконсервации клеток, тканей и организмов[19], что уже находит активное применение в медицине, а также рассматривается в свете перспектив освоения космического пространства.

Мировые аналогии

Наиболее сходным аналогом является история с вьетнамским настоятелем монастыря по имени Ву Кхак Минь. Сохранилось достаточно подробное описание о том, как он ушел в свою последнюю медитацию в XVII веке, подготовив себя длительным постом и некоторыми процедурами. Перед уходом он также оставил инструкции по обращению с телом, которое долгое время считалось скульптурой и лишь недавно было обследовано. Его фигура до сих пор находится в монастыре в 23 км. от Ханоя. В том же месте есть и другое тело – племянника Ву Кхак Миня, также ставшего настоятелем.[20]

В IX веке в Японии монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон. Среди многочисленных идей основателя школы была идея «Сокусин Дзёбуцу» - «стать Буддой в собственном теле». Претворение идеи в реальность, переход в нирвану с сохранением тела нетленным, требовало сложной подготовки. Вставший на этот путь подвижник после сложной психологической подготовки, молений, медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета предполагала постоянное сокращение питания при исключении углеводов. Организм подвижника переходил на эндогенное питание – «потребление собственных тканей», в результате чего существенно терял в весе. Состояния прижизненной нетленной мумии достигали не все. Многие умирали, тело начинало разлагаться и его приходилось кремировать. Практика прижизненного мумифицирования получила широкое распространение у адептов мистического учения «сюгэндо» - «горного отшельничества». Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд. Наибольшее распространение практика самомумификации получила в провинции Дэва (современная префектура Ямагата). 18 мумий таких аскетов (самая ранняя датируется 1363 г.) до сих пор являются объектом поклонения в храмовом комплексе Дайнитибо на горе Юдоно. Правда, светские власти даже в средневековье с подозрением относились к деятельности секты сюгендо и запрещали самомумификацию, как извращение буддизма.[21] Японская версия не совсем тождественна случаю Итигелова, поскольку, в отличие от японцев, бурятский лама не только не «иссох» при жизни, но и сохранил свою полноту, доказав свое превосходство как практика. Однако оба варианта явно восходят к единой древней добуддистской традиции анабиотического сохранения тела, хотя и приобрели некие собственные характеристики.

Много историй о йогах, пребывающих в бездыханном состоянии, поведали миру англичане после вторжения в Индию. Одну из историй даже использовал Стивенсон в романе «Владетель Балантрэ». Главного героя, оказавшегося в Америке, принимают за мертвого и хоронят. Однако на самом деле он вошел в особое состояние, и слуге-индусу даже почти удалось оживить его спустя неделю. Полному оживлению помешала слишком низкая температура.

Сохранились и описания проводившихся в Индии экспериментов. Так, в 1837 году по инициативе магараджи Рунджита Синга и английского офицера Клода Уайта жители индийского города Лахора и окрестных деревень собрались, чтобы понаблюдать за тем, как йог Харида самовольно впадает в глубокий 6-недельный сон. Комиссия, чтобы предотвратить любую возможность обмана, приказала зашить йога в мешок, а мешок положить в сундук и, закрыв, оставить его в строго охраняемом помещении на целых 42 дня. Глаза, уши, нос и рот заткнули воском – от попадания насекомых. Выводили йога из этого сна с трудом – сначала горячим тестом согрели голову, делали массаж, вытаскивали язык и т.д. Наконец, пошли судороги и стал меняться цвет кожи. После этого спустя 30 минут йог ожил окончательно. [22]

Уже в наши времена эксперимент был повторен в предместье столицы Индии Дели – Модел Тауне. Йог Свами Сатиамуртри, пожилой человек с седой бородой, опустился в выкопанную яму размером 2,5×2,5 м, дно которой было устлано сеном. Там он принял позу лотоса, начал молиться. Затем его накрыли крышкой. Поверх крышки утрамбовали 15-сантиметровый слой земли. Через 7 дней «гробницу» вскрыли и обнаружили Сатиамуртри в состоянии оцепенения в первоначально принятой им позе. Его жена принялась массировать сначала голову, а затем верхнюю часть тела йога подогретым оливковым маслом. Вскоре тот пришел в себя. Доктор Йогеш Чандра Матур с помощью аппаратуры следил за работой сердца йога и контролировал другие параметры в течение всех семи дней. Пять дней подряд кардиограмма не отмечала никакой деятельности сердца.[23]

Известно, что Итигелов делал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) - учению ламы Богдо Цзонхава, который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки смерти. Видимо, традиция медитативного вхождения в анабиоз пришла в северный буддизм из Индии, от йогов.

 

Мифологемы

Одной из проблем, с которой мы столкнулись в процессе исследований, это наличие огромного количества мифологем, генерируемых самой темой «чуда». Каждый факт приходилось неоднократно выверять, поскольку в этом отношении мифологическое пространство вокруг Итигелова ничем не отличается других случаев «необъяснимых феноменов». Приведу один лишь пример. В одном из итальянских монастырей в Палермо, монахами -капуцинами на протяжении веков были разработаны особые техники консервации тел умерших. Тут использовались и естественные условия катакомб со стабильным температурно-влажностным режимом, что обеспечивало даже естественную мумификацию, и методики бальзамирования, ставшего модным в Европе XIX в. Местный доктор Солафия также внес свой вклад в эту традицию, начав медикаментозное бальзамирование двухлетней девочки Розалии Ломбардо, умершей в декабре 1920г. Завершить этот процесс он не успел, так как умер сам, но девочка (во всяком случае, лицо) до сих пор выглядит совершенно сохранной, причем глаза ее закрыты не плотно. Местные жители стали поклоняться «святой» Розалии как священному объекту. В результате появились рассказы о том, что «веки девочки дрожат». А журналисты дополнили миф рассказом о том, что некий ученый проводит исследования, «зарегистрировавшие электрическую активность мозга». На самом деле, ничего подобного в реальности не наблюдается, а законсервированное тело Розалии – это один из многих десятков экспонатов этого специфического музея.

С момента появления тела Итигелова вокруг него сложилась достаточно специфическая информационная среда, в которой «чудо» стало обрастать самыми разнообразными мифами, которые можно поделить на несколько групп:

1. коммуникативные (общение с Итигеловым)

2. «знаки» (появление значимых предметов и природных явлений)

3. событийные (поломки оборудования, событийные совпадения)

4. чудесные спасения

5. чудесные исцеления

6. чудесная помощь (политика, бизнес)

7. Внеземное происхождение тела

8. концепция «избранности» байкальского региона / бурятского народа

Приходилось наблюдать, что «уверовавшие» в чудо находятся в неком особом гипнотическом состоянии, не замечая вполне регистрируемой реальности. Они как бы замыкаются в индивидуальном пространстве, совершенно искренне принимая собственные домыслы за реальный факт. И с убежденностью очевидца повествуют о своем видении ситуации.

 

Выводы.

Итак, в начале XXI века мы стали наблюдателями достаточно редкого феномена явления «чуда» и формирования информационного пространства этого «чуда». К счастью, у нас была возможность частичного исследования биологической составляющей данного феномена, связанной с определенными навыками психо-физиологического влияния на собственное состояние путем использования практик ауто-гипноза с медикаментозной поддержкой. В основе этих практик лежат знания индуистско-буддистской йоговской традиции психо-физологического аутотренинга, использующие резервные (рудиментарные) возможности человеческого организма, которые в норме способные активизироваться лишь как физиологическая пассивно-адаптивная реакция на стресс.

Однако обыденное сознание большой группы населения легко воспринимает идею «чуда» для подпитки религиозного чувства и попыток внерационального решения конкретных личностных и даже общественных проблем.

 



[1] Информация об эксгумации тела впервые появилась на НТВ. Затем вышли печатные публикации, многие из которых были выдержаны в ёрническом стиле, что, в частности, свидетельствует о недоверии средств массовой информации к реальности феномена бурятского «чуда».

[2] Журнал Geo (октябрь 2004 г.) опубликовал статью «Тело после смерти», где разместил фотографии Итигелова во время осмотра .

[3] Основные биографические данные содержатся в издании института монголоведения, буддологии и тибетологии РАН: Чимитдоржин Г.Г. Институт Хамбо Лам 1764-2004. Улан-Удэ, 2004, с. 101-114. А также в ряде других публикаций, подготовленных при поддержке буддистской сангхи Бурятии: Встреча с Хамбо Этигэловым. Спецвыпуск журнала «Тайны Бурятии». Улан-Удэ, 2003.

 

[4] Данные, относящиеся к этому событию, были перепроверены мною в беседах с участниками этих событий. Версии часто противоречили одна другой и детали приходилось по нескольку раз выверять все показания.

[5] Встреча с Хамбо Этигэловым . Спецвыпуск журнала «Тайны Бурятии». Улан-Удэ, 2003. С.24

[6] Нам не было разрешено проводить каких-либо аппаратных исследований тела – ни энцефалограмы, ни кардиограммы, ни электроактивности точек. В качестве аргумента Хамбо-лама Аюшев приводил довод о том, что «поскольку мы не знаем, как он это сделал, то мы не знаем, что сожжет это состояние разрушить».

[7] Эти исследования были проведены в Российском Центре Судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ.

[8] К исследованию был привлечен специалист по новой дисциплине – антропохимии к.г.н. Е.И. Александровская.

[9] Испытательный Центр «Центральная Лаборатория Анализа Вещества», Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН

[10] В России настольной книгой по анабиозу продолжает считаться изданная впервые в 1923 г. и неоднократно переиздававшаяся и дополнявшаяся монография: П.Ю. Шмидта «Анабиоз».

[11] Шмидт П.Ю. Анабиоз. М.-Л.: изд-во АН СССР. 1955, С. 14-15.

[12] Я не рассматриваю сейчас в виду ограничения объема весь спектр состояний и определений (парабиоз, зимняя и летняя спячка, и т.д. Кроме того, в качестве цели я пока формулирую лишь саму постановку вопроса, связанную с возможностью данной интерпретации феномена .

[13] Связанные с этим процессом механизмы рассматриваются, в частности, в:

Брода Э. Эволюция биоэнергетических процессов. М., 1978.

[14] Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986. с.51.

[15] См.: Бертон Р. Чувства животных. М., 1972. С. 174-176.

[16] Брода Э. Эволюция биоэнергетических процессов. М., 1978., с 226-227

[17] Рязанцев С. Танатология. СПб., 1994.

[18] Есть немало описанных в литературе примеров «погребений заживо» - когда во вскрытых могилах люли оказывались в измененных позах, порванной одежде и т.д. Эти случаи обычно интерпретируются как «летаргический сон». Хорошо известно, что быть похороненным уснувшим очень боялся Гоголь. Однако не исключено, что некоторые из этих историй повествуют скорее о состоянии анабиоза, в которое по той или иной причине впадал человек в момент стресса, спровоцированного разными обстоятельствами. Но эти данные требуют специального анализа и размышлений.

[19] Этим, в частности, занимается Институт цитологии РАН, в Петербурге.

[20] См.: Лисевич И. Улыбка «бессмертного» старца. «Наука и религия», 1988, №9.

[21] см.: Тело после смерти. в журн. «Geo». Октябрь 2004 г., с. 116.

[22] См.: "Техника Молодежи" № 3, 2000.

[23] См.: Федоров В. Хождение в анабиоз. В журн. «Качество жизни. Профилактика». №2, март-апрель 2003.