Адрес этой статьи в интернете: www.biophys.ru/archive/congress2012/proc-p153.htm

 

 

 

ОТВЕТ СИСТЕМЫ ГЛУТАТИОНА И НЕЗАМЕНИМЫХ ЛИПИДНЫХ АНТИОКСИДАНТОВ У ЛИКВИДАТОРОВ НА ДЕЙСТВИЕ низкоинтенствного ОБЛУЧЕНИЯ

 

Иваненко Г.Ф., Бурлакова Е.Б.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, 119334, Россия, Москва, ул. Косыгина, 4, E-mail: galiv@sky.chph.ras.ru

 

Радиационное загрязнение окружающей среды радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС привело к хроническому облучению популяции людей в малых дозах. Изучение механизмов неспецифической резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды, одним из которых является ионизирующее излучение низкой интенсивности, имеет большое значение для профилактической медицины.

Усиление свободнорадикального окисления, вызванного действием радиации в малых дозах ведет к ответной реакции гидрофобной и гидрофильной части антиоксидантной (АО) системы организма [1,2]. Один из наиболее важных водорастворимых АО является восстановленный глутатион (GSH, g-glytamilcysteinylglycine). Восстановительная регенерация окисленных форм двух активных липидзависимых АО – аскорбиновой кислоты и α – токоферола осуществляется GSH и служит условием стабилизации буферной емкости антиоксидантной системы.

Методика эксперимента заключалась в определении содержания GSH, окисленного (GSSG) глутатиона и витаминов А, Е в плазме крови флуорометрическим методом. У ликвидаторов аварии на ЧАЭС, получивших суммарные дозовые нагрузки в диапазоне от 0,1 сЗв до 150 сЗв, брали кровь через 4, 6 и 20 лет после катастрофы. На рис.1(а, б) представлены экспериментальные данные содержания АО в плазме у людей “контрольной” группы и изменение уровня водо- и жирорастворимых АО у ликвидаторов аварии в зависимости от дозы радиации. Комплексное изучение ответа системы АО в плазме у лиц, подвергшихся низкодозовому облучению, показало наличие сложной зависимости радиационного воздействия на организм в малых и больших дозах.

 

 

Рис.1. Влияние дозовых нагрузок на содержания глутатиона (а) 1-GSH, 2-GSSG, 3-GSH/GSSG(х10) от.ед. и (б) 1- GSH; 2-витамина А и 3-витамина Е в плазме крови у ликвидаторов. По оси ординат – концентрация в плазме, мкмоль/л.

 

 

Повышение содержания и GSH, и GSSG в плазме у ликвидаторов (рис.1а) в интервале низких доз (0,1 - 20 сЗв) не приводит к изменению величины тиолдисульфидного отношения (GSH/GSSG). Однако с увеличением дозы радиации (>20сЗв) приблизительно двукратное увеличение GSSG и снижение уровня GSH приводит к снижению величины отношения в тех же пределах. Соотношение восстановленных и окисленных SH-групп и их способность к окислительной модификации является один из критериев неспецифической резистентности организма. Если рассматривать результат действия низкоинтенсивного действия на популяцию, то можно отметить, что система АО по-разному отвечает на действие низких и высоких доз. Так и сравнение изменения содержания GSH с уровнями незаменимых липидных АО в плазме у ликвидаторов (рис1б) показало развитие дефицита липидных АО при действии малых радионагрузок и незначительное повышение уровня витаминов Е и А при дозах > 20 сЗв. Известно, что GSH участвует в восстановлении витамина Е, тогда можно предположить, что при низких дозах радиации α–токоферол, имеющий высокое сродство к перекисным радикалам расходуется больше, чем GSH.

 

THE RESPONSE OF THE GLUTATHIONE SYSTEM AND OF ESSENTIAL ANTIOXIDANTS TO THE EFFECT OF CHRONIC IRRADIATION IN PEOPLE AFTER THE CHERNOBYL CATASTROPHE.

 

G.F. Ivanenko, E.B. Burlakova.

 

Institute of Biochemical Physics,of the Russian Academy of Sciences, E-mail: galiv@sky.chph.ras.ru

Литература:

  1. Нейфах Е.А., Алимбекова А.И., Иваненко Г.Ф.// Биохимия 1998, т.8, с.1144.
  2. Иваненко Г.Ф., Бурлакова Е.Б. // Известия РАН. Серия биологическая 2005, №1,с.9